«Лукойл» борется с псевдо-франшизой

1 февраля 2008

Франчайзинг (англ. franchising) - соглашение об условиях совместной деятельности между компанией и дилером, согласно которому последний получает право деятельности с использованием товарного знака компании, ее ноу-хау, маркетинговых приемов, технологии, рекламных возможностей, полуфабрикатов и т.д., расплачиваясь за это отчислением определенного процента с оборота или от прибыли.


«ЛУКойл Центрнефтепродукт» принял решение приостановить франчайзинговую программу в Москве, Московской области и ряде других центральных регионов России. И, как пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе, запускать ее вновь компания не намерена. Таким образом, теперь топливо «ЛУКойла» можно будет купить только на собственных заправках компании.

Как рассказали «Газете.Ru» в «ЛУКойле», «ЛУКойл-Центрнефтепродукт» (подразделение компании, реализующее топливо через сеть АЗС в Центральном регионе) заключило договора о франчайзинге с рядом мелких компаний, владеющих автозаправками в Москве, Московской области и ряде соседних областей. Однако в 2007 году франчайзинговый договор закончился и продлен не был.

«Причиной тому послужил факт продажи некачественного топлива под нашим торговым знаком, – говорят в «ЛУКойле».

– В российском законодательстве, в отличие от европейского и американского, этот вопрос прописан не слишком детально, поэтому для нас самым простым решением стало не продлять договор». Однако не все мелкие компании и частные владельцы АЗС убрали логотип «ЛУКойла» со своих заправок. Использование громкого имени приносит владельцам АЗС крупные прибыли – по расчетам «ЛУКойл-Центрнефтепродукта», в крупных городах торговый знак «ЛУКойла» позволяет повысить продажи топлива на 20%, а в небольших населенных пунктах – якобы вообще на 350%.

В споре с одной из таких компаний «ЛУКойл Центрнефтепродукт» отстоял свои права в суде. Московский арбитражный суд потребовал от ООО «Потенциал», использующего товарные знаки «ЛУКойла», демонтировать и удалить их с АЗС, расположенной на 38-м км Дмитровского шоссе. Суд установил, что «Потенциал» не имеет правовых оснований для использования товарных знаков «ЛУКойла».

Но, по данным компании, еще 40 АЗС пользуются ими, не имея франчайзингового договора.

«Мы продолжим защищать свою собственность в судах и будем пресекать любые попытки незаконно использовать товарные знаки «ЛУКойла». Сейчас уже ведутся судебные разбирательства и готовятся материалы для новых исков против владельцев заправок», – сказал Генеральный директор «ЛУКойл-Центрнефтепродукт» Игорь Фомин.

Проблема незаконного использования товарных знаков актуальна не только для «ЛУКойла», но и других нефтяных компаний. В 2006 году компания ТНК-ВР была вынуждена провести ребрендинг автозаправочных комплексов «ТНК», чтобы отсечь те заправки, которые используют логотип незаконно.

Юристы говорят, что если компания захочет наказать «брендового клона», то нужно подавать иск не просто о прекращении использовании символики компании, а совместить его с иском о возмещении ущерба. В этом случае вся прибыль, полученная нарушителем в результате использования чужого имени, может отойти истцу. Кроме того, не исключено и уголовное преследование самозванца.

Однако использование чужого товарного знака – это лишь верхушка айсберга. Изначально проблема заключается в некачественном топливе, которым торгуют мелкие фирмы и частники от лица крупных компаний.

«Некачественное топливо ассоциируется у потребителя с той компанией, чей логотип он увидел на той АЗС, где заправлялся, а это наносит серьезный ущерб репутации компании»,

– говорит президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. По его словам, единственный и самый надежный метод борьбы с реализацией бензина, не соответствующего стандартам, – это постоянный контроль крупных компаний за качеством топлива, который реализуют партнеры под их логотипом, периодическое взятие проб.

Тем не менее реализация некачественного топлива продолжается и, очевидно, будет продолжаться в дальнейшем. Мелким компаниям это весьма выгодно, так как затраты на производство такого бензина куда ниже, чем у крупных компаний, а реализуется он по такой же, либо близкой цене.

В Москве ситуация с бензином еще относительно благополучная. Как рассказал «Газете.Ru» Евгений Аркуша, в прошлом году на автозаправках было взято 888 проб, и оказалось, что лишь 5-6% бензина не соответствует экологическим нормам, а ГОСТу не соответствует и того меньше – порядка 1,5%.

Однако вдали от федерального центра доля некачественного топлива значительно выше. Так, по данным того же «ЛУКойла», в прошлом году в Калмыкии и Карачаево-Черкесии доля бензина, не соответствующего ГОСТу, превысила 50% от общего объема продаваемого топлива.

Алексей Топалов

Источник: gazeta.ru