Франчайзинг (англ. franchising) - соглашение об условиях совместной деятельности между компанией и дилером, согласно которому последний получает право деятельности с использованием товарного знака компании, ее ноу-хау, маркетинговых приемов, технологии, рекламных возможностей, полуфабрикатов и т.д., расплачиваясь за это отчислением определенного процента с оборота или от прибыли.
«ЛУКойл Центрнефтепродукт» принял решение приостановить франчайзинговую программу в Москве, Московской области и ряде других центральных регионов России. И, как пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе, запускать ее вновь компания не намерена. Таким образом, теперь топливо «ЛУКойла» можно будет купить только на собственных заправках компании.
Как рассказали «Газете.Ru» в «ЛУКойле», «ЛУКойл-Центрнефтепродукт» (подразделение компании, реализующее топливо через сеть АЗС в Центральном регионе) заключило договора о франчайзинге с рядом мелких компаний, владеющих автозаправками в Москве, Московской области и ряде соседних областей. Однако в 2007 году франчайзинговый договор закончился и продлен не был.
– В российском законодательстве, в отличие от европейского и американского, этот вопрос прописан не слишком детально, поэтому для нас самым простым решением стало не продлять договор». Однако не все мелкие компании и частные владельцы АЗС убрали логотип «ЛУКойла» со своих заправок. Использование громкого имени приносит владельцам АЗС крупные прибыли – по расчетам «ЛУКойл-Центрнефтепродукта», в крупных городах торговый знак «ЛУКойла» позволяет повысить продажи топлива на 20%, а в небольших населенных пунктах – якобы вообще на 350%.
В споре с одной из таких компаний «ЛУКойл Центрнефтепродукт» отстоял свои права в суде. Московский арбитражный суд потребовал от ООО «Потенциал», использующего товарные знаки «ЛУКойла», демонтировать и удалить их с АЗС, расположенной на 38-м км Дмитровского шоссе. Суд установил, что «Потенциал» не имеет правовых оснований для использования товарных знаков «ЛУКойла».
«Мы продолжим защищать свою собственность в судах и будем пресекать любые попытки незаконно использовать товарные знаки «ЛУКойла». Сейчас уже ведутся судебные разбирательства и готовятся материалы для новых исков против владельцев заправок», – сказал Генеральный директор «ЛУКойл-Центрнефтепродукт» Игорь Фомин.
Проблема незаконного использования товарных знаков актуальна не только для «ЛУКойла», но и других нефтяных компаний. В 2006 году компания ТНК-ВР была вынуждена провести ребрендинг автозаправочных комплексов «ТНК», чтобы отсечь те заправки, которые используют логотип незаконно.
Юристы говорят, что если компания захочет наказать «брендового клона», то нужно подавать иск не просто о прекращении использовании символики компании, а совместить его с иском о возмещении ущерба. В этом случае вся прибыль, полученная нарушителем в результате использования чужого имени, может отойти истцу. Кроме того, не исключено и уголовное преследование самозванца.
Однако использование чужого товарного знака – это лишь верхушка айсберга. Изначально проблема заключается в некачественном топливе, которым торгуют мелкие фирмы и частники от лица крупных компаний.
– говорит президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. По его словам, единственный и самый надежный метод борьбы с реализацией бензина, не соответствующего стандартам, – это постоянный контроль крупных компаний за качеством топлива, который реализуют партнеры под их логотипом, периодическое взятие проб.
Тем не менее реализация некачественного топлива продолжается и, очевидно, будет продолжаться в дальнейшем. Мелким компаниям это весьма выгодно, так как затраты на производство такого бензина куда ниже, чем у крупных компаний, а реализуется он по такой же, либо близкой цене.
В Москве ситуация с бензином еще относительно благополучная. Как рассказал «Газете.Ru» Евгений Аркуша, в прошлом году на автозаправках было взято 888 проб, и оказалось, что лишь 5-6% бензина не соответствует экологическим нормам, а ГОСТу не соответствует и того меньше – порядка 1,5%.
Однако вдали от федерального центра доля некачественного топлива значительно выше. Так, по данным того же «ЛУКойла», в прошлом году в Калмыкии и Карачаево-Черкесии доля бензина, не соответствующего ГОСТу, превысила 50% от общего объема продаваемого топлива.
Алексей Топалов
Источник: gazeta.ru