Впутались в паутину

27 ноября 2008

. Дело в том, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС), контролирующая рынок рекламы в России, имеет настолько скудную законодательную базу в этом вопросе, что по сути поиск виновного происходит по схеме – как повезет. Повезет – хорошо, не повезет – что поделаешь, ведь это Интернет. Между тем, непонятно, допустим, насколько являются рекламой баннеры, и если баннеры – это реклама, то можно ли считать рекламой ссылки на сайты (к слову, и те, и другие являются оплотом пропаганды порнографии в Интернете). Возможно, "спецы" - IT-шники имеют ответ на этот вопрос, но надзорные органы сейчас не знают, с чем прийти в суд и как доказать вину нарушителей. В хитросплетениях рекламной паутины попыталось разобраться Накануне.RU.

 

Судебные иски – "на деревню дедушке"

Если обратиться к закону "О рекламе", который у нас в стране регулирует этот рынок, то можно увидеть, что он касается, пожалуй, всех возможных сфер распространения рекламы, за исключением лишь Интернета. К отдельным способам распространения он относит телевидение, кино, радио, наружную рекламу и даже средства электросвязи (как то факс или телефон, когда дело касается автодозвона), но не Интернет. Между тем, именно "всемирная сеть" и Рунет в частности активно развивается, но по поводу его содержания нет единого мнения. И если в отдельных случаях он становится полем для деятельности милицейского "отдела К" – о делах в отношении "порнушников" или посетителей форумов, развязывающих межнациональную рознь, можно услышать – то едва ли он пока становится полем для пресечения незаконной рекламы.

Неприемлемого контента в Рунете и на российских серверах пока, к сожалению, хватает, отмечает ведущий аналитик Регионального общественного Центра интернет-технологий (РОЦИТ) Урван Парфентьев. "К примеру, ролики с элементами явной детской порнографии размещаются даже в некоторых публичных социальных сетях - хотя следует отметить, что именно в зоне .ru относительно этой проблемы стала проявляться определенная положительная динамика. Хватает и "взрослой" порнографии. По сравнению с Евросоюзом, считающим "главным Интернет-злом" детскую порнографию, у нас гораздо более значительна доля экстремистских, сектантских ресурсов, ресурсов с инструкциями по совершению преступлений, пропагандой наркомании. Пусть не только в зоне .ru, но в Интернете хватает и русскоязычных ресурсов с пропагандой терроризма", – рассказал он Накануне.RU.

Вы можете задать вопрос – при чем в случае с порнографией, терроризмом и всяческим экстремизмом закон "О рекламе"? Действительно, пропаганда экстремизма или терроризма к коммерческой рекламе никакого отношения не имеет, хоть и является проблемой для Интернета. "Реклама политических сайтов, в том числе пропагандирующих экстремизм или террористическую деятельность, явно относится к политической рекламе, а насчет нее все сказано в ст.1ч.4 Закона "О рекламе" - это не предмет данного закона", – говорит Урван Парфентьев. Но определенная оговорка в этом плане может быть сделана относительно рекламы порносайта, особенно если его функционирование преследует коммерческие цели, отмечает эксперт РОЦИТа. Вновь вернемся к закону, который поясняет, что реклама – это "информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке". В таком случае уже возникает другой вопрос, почти риторический – как много незаконной рекламы в Интернете, если к таковой относить рекламу порносайтов?

Основные проблемы у антимонопольщиков в столь непростом деле связаны с поиском рекламораспространителя (это "лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств"). И что делать, если порой рекламораспространитель находится на другой точке планеты, как это бывает со спамом (что есть та же Интернет-реклама)? В таких случаях, отмечают специалисты, предупреждения и иски можно отсылать "на деревню дедушке".

Летом этого года Свердловское УФАС рассматривало прецедентное дело, касающееся рассылки спама с рекламой натяжных потолков. Виновного (то есть распространителя) так и не смогли найти. "В нашей ситуации мы так и не смогли найти нарушителя – концы вели в Китай и Канаду. Если известен рекламодатель, рекламораспространитель, то никаких сложностей с привлечением к ответственности нет, а если неизвестен, то обращение можно направлять "на деревню дедушке", – отметила в беседе с Накануне.RU Лариса Смирнягина, возглавлявшая на момент рассмотрения дела отдел по рекламе УФАС Свердловской области, а ныне – начальник отдела контроля органов власти. Вместе с тем, она заметила, что в ряде случаев распространители рекламы не только известны, но и не отказываются от своей ответственности.

"На этой "совокупности веб-страниц" могла быть Ваша реклама"

Впрочем, сложности в цепочке "преступление-наказание", если брать Интернет-рекламу, возникают и вроде бы не в столь сложных случаях. В УФАС по Тюменской области поступили два обращения от компаний, которые пожаловались на информацию, размещенную на официальных сайтах других организаций. Возник вопрос – стоит ли информацию на таких сайтах считать рекламной, более того, что вообще считать сайтом? Если с телевизором, радио и рекламным стендом все ясно, то как "вылавливать" нарушения в Интернете? Заместитель руководителя Тюменского УФАС Ирина Поткина рассказала Накануне.RU, что возникли сложности с тем, чтобы классифицировать размещение рекламы на сайте – в части предоставления места. При этом тот, кто предоставил место для размещения рекламы, может быть не обязательно его владельцем. "Сложно выяснять всю эту цепочку. И где идет градация между своим, официальным сайтом, который, по мнению многих, не является носителем рекламной информации, и сайтом, который создан для размещения рекламы, информации для всех, если он не прошел регистрацию как таковой?" – отмечает она. В настоящий момент в Совете Федерации РФ уже разработана концепция поправок в закон о СМИ, которые должны регламентировать работу Интернет-изданий. Интернет-СМИ в таком случае получат юридическое определение. Ирина Поткина замечает, что в таком случае работать с зарегистрированными в качестве СМИ сайтами станет проще.

Но даже в этом случае останется большое количество незарегистрированных сайтов. За разъяснением того, что такое "сайт" мы обратились к директору Института информатики, радиоэлектроники и связи УГТУ-УПИ Алексею Сыскову. "Сайт – это нерусское слово, наиболее употребляемым термином является "информационный сервер" или его концепция", – пояснил он с помощью другого нерусского слова. Алексей Сысков отмечает, что "слово имеет много трактовок, это выделенная область чего-либо, изолированная от другой, например, набор страниц, ограниченных доступом к определенному имени, набор доменов и поддоменов, которые видят друг друга изолированно". "Веб-сайт - совокупность веб-страниц с повторяющимся дизайном, объединенных по смыслу, навигационно и физически находящихся на одном веб-сервере", – дает определение Глоссарий. Вот так. Область, концепция или набор. Пойдите – разберитесь, юристы из ФАС. Также Алексей Сысков полагает, что размещение рекламы в Интернете (то, как она туда попадает) действительно никем не контролируется. "Если рекламные плакаты регулируются муниципалитетами, которые берут деньги за аренду, то за место в Интернете ведь никто деньги не берет – забил себе имя, плати за регистрацию 600 рублей в год и живи спокойно", – рассказал он Накануне.RU.

Тюменские антимонопольщики направили обращение в центральный аппарат с просьбой разъяснить все тонкости применения законодательства в вопросах Интернет-рекламы. И там, складывается впечатление, даже не воспринимают Интернет-рекламу как особую проблему. Комментирует замначальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина: "Реклама в Интернете – это обычный вид распространения рекламы, и если там есть нарушения, то виновных привлекаем к ответственности. Сложность зависит от существа нарушения, от того, насколько явно то лицо, которое распространяет рекламу и нарушает. В некоторых случаях рекламодатель даже не пытается скрываться, а в некоторых случаях его сложно установить технически – все зависит от обстоятельств. Учитывая, что это Интернет, там всегда несколько тяжелее работать". Также она отмечает, что сложно установить рекламодателя бывает и в обычной печатной рекламе.

Сейчас ФАС не считает нужным вносить какие-либо изменения в законодательство для упрощения работы с Интернет-рекламой, вместе с тем, Татьяна Никитина признает, что об отдельном контроле этой сферы говорить не приходится. "Сложно сказать, в какой части нужны (законодательные) изменения, вопрос Интернета в принципе тяжелый. Я знаю, есть идея урегулировать Интернет и распространяемую там информацию, но пока это ни во что не вылилось. В силу специфики сети это очень тяжело сделать. В глобальном смысле жесткий контроль в Интернете трудно осуществим, но если поступают обращения по конкретным фактам распространения рекламы с признаками нарушения закона, мы работаем", – рассказала она Накануне.RU, отметив, что отдельным направлением в работе этот вид рекламы не становится. Она отмечает, что часто реклама распространяется сразу несколькими способами, что упрощает привлечение к ответственности: "То есть Интернет является дополнительным способом распространения рекламы, соответственно, наше предписание действует применительно к любой форме распространения".

Замруководителя УФАС по Тюменской области Ирина Поткина, кроме того, отмечает, что сейчас нет единого мнения в квалификации баннеров и ссылок на сайты. Она поясняет, что баннер обладает признаками рекламы, а просто ссылка, скорее всего, не является рекламой, однако и в этом нужна официальная позиция ФАС. Ведущий аналитик РОЦИТа Урван Парфентьев полагает, что баннер, рассчитанный на привлечение внимания к бренду, товару или услуге, согласно действующему законодательству, будет считаться рекламным. "Сложнее со ссылкой, однако в подавляющем большинстве случаев ссылка сопровождается неким текстом, который сам по себе может быть воспринят как рекламный", – говорит он.

Вообще размещение ссылок и баннеров преследует различные цели, даже когда и то, и другое имеет коммерческие интересы и размещается на той же коммерческой основе (если не брать во внимание сугубо информационное значение ссылок). Баннер, даже, несмотря на то, что обладает возможностью перехода на другой сайт, действительно выполняет рекламную функцию и рекламирует определенный товар или услугу. А места для ссылок на уже популярных сайтах выкупаются для поднятия рейтинга своего собственного сайта, поскольку наличие таких ссылок положительно "воспринимается" Интернет-поисковиками. Словом, при наличии таких ссылок на рейтинговых порталах сайт вашей компании, занимающейся, допустим, продажами вафельных трубочек, сам поднимается в рейтинге и его быстрее найдут, чем другие подобные сайты (а, следовательно, быстрее и с большей вероятностью купят именно ваши вафельные трубочки).

Нужны ли рамки Интернету?

По поводу регулирования Интернет-пространства идут долгие споры. Еще в начале этого года проходило заседание комиссии Совета Федерации по информационной политике, темой которого стало рассмотрение проекта модельного закона "Об Интернете". Председатель комиссии Людмила Нарусова подчеркнула актуальность проблемы, за решение которой взялись разработчики проекта. "В недобросовестных руках Интернет зачастую превращается в орудие преступления – преступления против личности, пропаганду терроризма и детской порнографии. Поэтому нам необходимо правовое регулирование деятельности в Интернете", - считает Людмила Нарусова. Однако, заметила она, сначала необходимо определиться с понятийным аппаратом, например, дать четкое определение – что такое сайт в Интернете. Как видим, "воз и ныне там" и вызывает все большие неприятности.

Эксперт РОЦИТа Урван Парфентьев считает, что актуальной для Рунета является проблема четкого правового регулирования оборота информации ввиду постоянно возникающих правовых коллизий. "По сути, мы нуждаемся если не в новом Информационном кодексе, то, как минимум, в новом нормативном акте с ориентировочным названием "Об обороте информации в интерактивных сетях общего пользования". Главной целью этого закона, на мой взгляд, должна стать защита оборота информации от расширительного толкования многочисленных и разрозненных норм и ошибочного толкования характера самой информации, что периодически наблюдается при возбуждении и расследовании соответствующих уголовных дел и в гражданских спорах", – отмечает он.

Пожалуй, многое здесь будет зависеть и от позиции нынешнего президента Дмитрия Медведева, активного Интернет-пользователя, который, в частности, призывает к свободе слова в сетевом пространстве. Так, заместитель председателя комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы, "единоросс" Борис Резник заметил в беседе с Накануне.RU: "Как сказал Медведев, Интернет – это свободное информационное пространство, оно будет расширяться, и никто свободу слова ущемлять не собирается". Однако добавляет, останавливаясь на проблеме порнографии, что регулирование должно иметь место в определенных сферах Интернета. "Пропаганда порнографии – это другое, есть ограничители, обусловленные законом, все это пресекается в установленном законом порядке, - оговаривается он. – А вообще Интернет – это свободное пространство".

Член Общественной палаты РФ, вице-президент "Медиа-союза" Елена Зелинская отметила в беседе с Накануне.RU: "У нас есть Уголовный кодекс, на основании которого такие нарушения, как распространение порнографии преследуются, где бы они ни размещалась. Цензуры в Интернете нет, никто не имеет право применять ее. Если есть нарушение закона, то вполне можно найти виновных и наказать их, никаких дополнительных мер здесь не требуется".

И, действительно, нужны ли рамки Интернету? Реклама порносайтов свободно гуляет по сетевому пространству, при этом изредка кто-то платит штрафы за то, что качнул "не то", и мы лишь молча возмущаемся этой безнравственностью. Наша почта бывает завалена спамом – бестактным и нахальным, при этом мы привыкаем к тому, чтобы его не замечать. Некоторые "всплывающие рекламные окна" в Интернете полностью закрывают нужные сайты и не знаешь, как их убрать, но это лишь становится поводом туда больше не заходить. И даже неизвестно, на каком поле приходится "сражаться" – определение слова "сайт" в необходимых антимонопольщикам разъяснениях еще не дано, хотя при возможности (сначала) и необходимости (потом) привлечь к ответственности можно. 

Cергей Хурбатов

Источник: Накануне.RU