По мнению участников рынка, цифры, которые прогнозирует News Outdoor, близки к реальным, а разница в оценках с данными Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) объясняется тем, что оператор включает в бюджет элементы производства, в частности печать.
Среди основных тенденций, которые будут определять развитие медийного рынка и сегмента наружной рекламы в 2008—2009 годах, аналитики News Outdoor выделяют замедление темпов медиаинфляции, перераспределение долей основных товарных категорий в общем объеме бюджета рынка и снижение доли щитов размером 6х3 в денежном выражении в общем объеме затрат рекламодателей. Влияние на рынок окажут вступающие в силу с 2009 года различные режимы налогообложения в отрасли.
«Замедление темпов медиаинфляции связано с тем, что отрасль наружной рекламы в России постепенно приближается к насыщению и переходит в фазу стабильного развития, наступил определенный баланс спроса и предложения», — отметила РБК daily Анна Красильщикова, заместитель директора департамента маркетинга News Outdoor. Новым фактором, тормозящим рост отрасли, стали общие кризисные явления в мировой экономике.
Участники рынка считают оценки News Outdoor несколько завышенными. Руководитель отдела исследований московского офиса ZenithOptimedia Лейла Давыдова согласна с факторами, влияющими на замедление темпов роста сегмента. Однако, по ее мнению, ожидать 18-процентного прироста на конец текущего года довольно оптимистично. «В связи с финансовым кризисом повышение рекламной активности во втором полугодии едва ли состоится», — считает она. «Возможно, цифры по рынку будут несколько ниже, чем представлено в прогнозе», — соглашается с ней генеральный директор «ЭСПАР-Аналитик» Андрей Березкин.
При этом г-н Березкин полагает, что прогноз News Outdoor близок к реальности: «Расчеты общего объема рынка наружной рекламы аналитиков News Outdoor включают также и элементы производства, в частности печать. Возможно, это и правильно, но пока АКАР при расчете объемов этот элемент не учитывает, а считает только лишь медийную часть», — объясняет эксперт. При этом он предполагает, что News Outdoor поступает верно, так как для наружной рекламы эти элементы абсолютно неразрывны и их нужно считать вместе.
В компании Gallery, однако, отмечают, что даже с указанным 18-процентным показателем российский рынок наружной рекламы занимает лидирующую позицию по темпу роста в Европе, где среднее увеличение составляет 6—8% в год. Non-TV Buying-директор OMD MD&PHD Group Дмитрий Сергеев предполагает, что в следующем году тенденции сохранятся, но, по всей видимости, поддержанию цен в наружной рекламе будет способствовать сокращение количества инвентаря.
Прогноз развития отрасли наружной рекламы России*
|
2007 |
2008 (прогноз) |
2009 (прогноз) |
Объем сегмента наружной рекламы, млрд руб. |
43,8 |
51,67 |
59,66 |
Темп роста сегмента наружной рекламы, % |
22,3 |
18,0 |
15,5 |
Доля наружной рекламы в затратах на медиа |
21,5 |
20,9 |
20,1 |
Источник: News Outdoor
* C учетом затрат на принт и без НДС
АЛЕКСАНДР КЛЕНИН
Источник: rbcdaily.ru