Почему вторая по размеру социальная сеть так упорно отказывается от рекламы

15 апреля 2008

В начале прошлого года студент юридического факультета СПбГУ Олег Лебедев поддался моде и вывесил свою анкету на сайте «ВКонтакте.ру». Так ему было «интересно и удобно» общаться со старыми друзьями и находить новых. Но оказалось, здесь можно не только развлекаться. В июне Лебедев получил через сайт от некоего Ильи Перекопского интересное предложение — поступить на работу в питерский филиал финской компании Hannes Snellman. Лебедев подумал и согласился. За последние полтора года штат этого филиала увеличился вдвое. Почти всех новых сотрудников нашел однокурсник Дурова Перекопский — прежде независимый «охотник за головами», а с прошлой осени гендиректор компании «Профессиональные контакты» — «дочки» «ВКонтакте.ру». «Для меня принципиально, что Илья находит нужных людей очень быстро и профессионально, — делится директор санкт-петербургского филиала Hannes Snellman Виктория Голдман, — а где, в социальной сети или напрямую, мне не важно».

В России социальные сети — совсем новые игроки на рынке электронного рекрутмента. Признанные лидеры здесь — специализированные сайты hh.ru (HeadНunter), superjob.ru и job.ru. Оборот кадровых агентств России в прошлом году составил $800 млн, а интернет-компании, по оценке HeadНunter, заработали на подборе персонала $30 млн. Рекрутмент для социальных сетей — неплохая замена рекламе. Самая известная из работающих на этом рынке сетей — LinkedIn с 20 млн пользователей. Среди ее участников Барак Обама, Билл Гейтс — словом, очень солидное сообщество. В этом году доходы LinkedIn превысят $75 млн. Это вдвое меньше оборотов самой крупной социальной сети в мире, Facebook. Зато пользователей у Facebook больше 70 млн — бизнес LinkedIn в разы эффективнее.

Результаты «Профессиональных контактов» пока скромные: с начала года Перекопский закрыл 50 вакансий. Людей искали с помощью специальных фильтров среди 10 млн анкет «ВКонтакте.ру». Пользователи этой сети при регистрации сообщают о себе довольно много данных — вуз, профессию, место работы и т. д. Причем эти данные они постоянно обновляют — Перекопский пользуется актуальной базой, а не одноразовыми объявлениями, как на большинстве сайтов по поиску работы.

Чтобы разместить резюме на новом рекрутинговом сайте «ВКонтакте.ру», пользователю достаточно будет нажать одну кнопку на своей страничке. К концу года, прогнозирует Перекопский, на сайте будет 1,5 млн соискателей. HeadНunter набрал такое количество больше чем за семь лет.

Социальная сеть — неплохой способ выйти на человека через знакомых, что вызывает у него меньше отторжения, а также найти людей, которые не ищут целенаправленно новую работу, считает директор по маркетингу HeadНunter Ольга Бруковская. Но Сергей Орехов, занимающий аналогичную должность в холдинге «Пронто-Москва» (в него входит job.ru), скептичен: «Чтобы продавать работодателям доступ к базе, надо сделать ее не только массовой, но и качественной. А кроме того, заниматься развитием отношений с этими работодателями, то есть иметь большой офлайновый офис, что социальным сетям несвойственно». К тому же, напоминает Орехов, даже доходы LinkedIn — копейки по сравнению с результатами самого известного в мире сайта по поиску работы monster.com: в 2007 г. он заработал более $1,3 млрд.

Ксения Болецкая

Источник: www.smoney.ru