Московские власти намерены объявить полностью свободными от рекламы зоны, включенные в список культурного наследия ЮНЕСКО. Соответствующий проект постановления правительства Москвы во вторник обсудила комиссия Мосгордумы по городскому хозяйству. Как заявил депутатам первый зампред столичного комитета рекламы, информации и оформления столицы Александр Менчук, демонтировать всю «наружку» в окрестностях московского Кремля планируется до 1 января 2009 года. К 1 июня следующего года не останется рекламных конструкций вокруг Новодевичего монастыря и к 1 ноября будущего года – вокруг музея-заповедника «Коломенское».
Свободными от рекламы станут территории вокруг снесенных гостиниц «Россия» и «Москва», Тверская улица от Красной площади до здания мэрии, набережные вдоль Кремля, улицы Замоскворечья. Всего будет демонтировано около 1000 рекламных конструкций разных форматов, из них 803 рядом с Кремлем. (Для сравнения чиновник сообщил, что на Кутузовском, Можайском шоссе, Садовом кольце, проспектах Мира и 60-летия Октября сейчас расположено в совокупности 530 конструкций). После 2010 года очистить от рекламы планируют еще 6 зон в центре столицы.
Александр Менчук напомнил депутатам, что освобождению города от «наружки» идет уже несколько лет. По его словам, на 39% очищены от рекламы Кутузовский проспект, Можайское шоссе, Садовое кольцо, проспект Мира, Олимпийский и Балаклавский проспекты. А Волоколамка, Бережковская набережная, проспект Вернадского, Ленинский и Ленинградский проспекты – на 20%. Крупногабаритная реклама в пределах Садового кольца заменяется на высокотехнологичные конструкции малого формата. Однако если до сих пор сокращение рекламных площадей происходило естественным образом – либо истекал срок действия договоров с операторами наружной рекламы, либо рекламные конструкции вообще были установлены незаконно, – то
Как сообщил Менчук, городу принадлежит лишь треть находящихся здесь рекламных конструкций и после их сноса городской бюджет потеряет не более 100 млн рублей, остальные поверхности находятся в частной и федеральной собственности. А основанием для разрыва договоров в одностороннем порядке, по его словам, является, так называемый городской случай, предусматривающий развитие города во всех его проявлениях. Кроме того, за находящиеся в долгосрочной аренде места будет выделена компенсация – рекламные места в других районах.
По словам главного художника Москомархитектуры Андрея Воскресенского, выводя рекламные конструкции с Васильевского спуска, надо предоставлять операторам равноценные места, то есть в том же историческом центре. А это значит, что спустя некоторое время их придется выводить снова – уже за пределы ЦАО. По мнению главного художника, уродливые и закрывающие панораму щиты и перетяжки надо менять на «городскую мебель» (выступающие в виде рекламных носителей тумбы, скамейки, туалетные кабинки, урны и киоски), которая «не входит в контраст и противоречие с окружающей архитектурой и колористикой».
«Установка одного рекламного объекта перечеркнет десять демонтированных, – заявил депутат. – Если мы с Васильевского спуска перенесем рекламу на Тверскую, будет грандиозный скандал и никто уже не вспомнит, что был очищен Васильевский спуск. Может быть, стоит сделать эту компенсацию денежной».
А по мнению зампреда городского парламента Андрея Метельского, вообще не стоит торопиться и связываться с компенсацией: лучше оставить рекламу на месте до истечения срока аренды. «Любое новое место будет раздражать не меньше, чем старое, – заявил он. – Лучше уж дождаться окончания срока аренды и затем демонтировать». Кроме того, считает Метельский, Москва не может развиваться без рекламы, приносящей серьезный доход городскому бюджету и создающей дополнительные рабочие места для малого бизнеса.
По его мнению, надо идти по пути не запрета, а выработки определенных требований к рекламным конструкциям. «Должен быть принцип разумной достаточности, – считает Метельский. – За этими тремя зонами последуют другие, как начнешь этот процесс, так он и пойдет. Нельзя давить предпринимателей и решать проблему за счет одной стороны».
«Мы не видим предмета для судебных разбирательств из-за нового постановления, – заявили «Газете.Ru» в одной из крупнейших компаний-операторов наружной рекламы в Москве News Outdoor. – К тому же правительство нас уже информировало о сроках. Мы рассчитываем на положенные по правилам предоставления рекламных площадей компенсации, например рекламные площади где-нибудь на окраине». Не будет претензий и от производителей рекламируемой продукции. «От клиентов претензий не будет, все убытки, естественно, понесем мы, – объяснили в компании City Advertising. – Рассчитываем, что новые правила все-таки не затронут Новый Арбат. К тому же, когда запрещают рекламу непосредственно на историческом здании, это понятно, а если это отдельно стоящая конструкция – непонятно, зачем ее запрещать».
Окончательное решение о порядке освобождения исторических территорий от «наружки» будет принято 15 апреля на заседании правительства Москвы. Скорее всего, ничего в тексте постановлении не изменится. Столичные власти приняли решение избавиться от коммерческой рекламы в историческом центре не сегодня, обсуждаемый документ лишь конкретизирует это решение по объектам и срокам. Не оставляет столичная мэрия и попыток получить поддержку на федеральном уровне. В январе этого года в Госдуму направлен уже второй проект законодательной инициативы о запрете рекламы на объектах культурного наследия и в зонах их охраны.
Ирина Резник
Источник: ИТАР-ТАСС