Интернет-торговля в РФ выйдет на европейский уровень через 5 лет

27 декабря 2007

Проблема отставания заключается в разнице потребительских культур России и Запада, считает замгендиректора электронного магазина Ozon.ru Михаил Ятковский. "Для ЕС и США интернет-торговля стала естественным продолжением торговли по каталогам, по сути, это дистанционные продажи, - рассказал М.Ятковский в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов".

На Западе торговля по почтовому каталогу активно развивается с конца 40-х гг. прошлого века. "1-2 поколения людей на этом уже выросли, и когда появился Интернет, для них это было естественным", - добавляет он.

В то же время колоссальный разрыв между объемами онлайн- и офлайн-торговли характерен и для стран ЕС, и для США. Другое дело, что в РФ онлайн-торговля сталкивается со специфическими трудностями. Страновая специфика проявляется, например, в высоком уровне недоверия к интернет-сервисам. "Не только к платежным системам, но и собственно к магазинам, - поясняет М.Ятковский. - Почему не платят по электронным картам? Это так называемые деньги вперед. Если интернет-магазин не популярен или не имеет репутации, еще непонятно, привезут ли товар покупателю".

В результате около 80% Российских электронных покупок оплачивается наличными при доставке товара на дом. Специфика интернет-торговли сводится к поддержке курьерской службы и сервисов инкассации. Хотя никакого технологического отставания российских электронных магазинов от западных нет.

Кстати, для создания успешного интернет-магазина в РФ, включая инвестиции в маркетинг и логистическую базу, в поддержку курьерской службы для обеспечения поставок по Москве, сегодня требуется от 2 до 5 млн долларов, говорят участники рынка. Заметим, в 2006г. количество интренет-магазинов в Рунете выросло на 47%.

"Одна из наиболее интересных тенденций, что конкуренции как таковой нет, - говорит М.Ятковский. - Достаточно широкое поле для развития, позволяющее не сталкиваться друг с другом, сохранится еще года два".

Такой простор для интернет-торговли в России объясняется мизерной аудиторией Рунета, глубина которого оценивается в 10-11%. Очевидно, что главным образом к электронной торговле прибегают жители Москвы и Санкт-Петербурга. Хотя по результатам 2007г. рост электронных покупок в регионах в процентном отношении опережает показатели по двум столицам. Это говорит о том, что клиентские базы Москвы и Петербурга практически выбраны.

Остается добавить, наибольшими темпами роста в России характеризуется онлайн-торговля оборудованием, выросшая на 77; 2006г., строительными материалами - на 68%, подарками и цветами - на 62%. Традиционная торговля книгами демонстрировала меньший рост -52%,  меньше которого росли только продажи спортивных и детских товаров - соответственно 51 и 49%.

Но количество профильных магазинов растет не обязательно под воздействием растущего спроса на товары данного профиля. Как отмечают специалисты, в первую десятку брендов, которые искали пользователи Интернета в 2006 году, вошли, главным образом, производители сотовых телефонов, а также компании-производители бытовой техники и электроники.

Интернет-торговля привлекает покупателей скоростью получения новинок, которая в свою очередь определяется возможностями "Почты России" (почтой в любом случае товар будет доставлен быстрее, чем местными коммерсантами). Любопытно выглядит портрет среднего виртуального покупателя. По данным крупнейших электронных магазинов, 96Hокупателей - люди с высшим образованием в возрасте 25-35 лет, гендерные дефиниции не играют роли (50Hокупателей - женщины, 50† мужчины).

Источник: РБК