Европарламент установил границы product placement

17 декабря 2007

 МИД России подписал Конвенцию о трансграничном телевидении Совета Европы еще в октябре прошлого года. Тогда же правитель­ство России поручило Минкультуры и ФАС подготовить к марту 2007 года законопроект, приводящий российские законы в соответствие с нормами европейской конвенции, устанавливающей единые правила для всех стран-участниц. По словам замглавы ФАС Андрея Кашеварова, все, что требовалось от антимонопольного ведомства, сделано и поправки отправлены в Минкультуры в установленный правительством срок. Начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Сергей Пузыревский добавляет, что ведомство привело в соответствие с конвенцией отдельные нормы закона «О рекламе». «Например, положение, регламентирующее порядок прерывания телепрограмм. В нашем законе не предусматривалось, как часто можно выпускать рекламные блоки, а в конвенции говорится, что они должны быть не чаще, чем через 20 минут, а в художественных фильмах не чаще, чем через 45 минут. Или, например, запрет на участие в рекламе ведущих новостных передач», - объясняет г-н Пузыревский. В Минкультуре не смогли оперативно ответить на вопросы, касающиеся готовящегося законопроекта.

Тем временем Европейский парламент внес изменения в конвенцию. Принятая 29 ноября директива сокращает промежутки между рекламой в телефильмах с 45 до 30 минут. Кроме того, директива включает ряд новых положений о product placement (PP). В частности, говорится в документе, информация о размещении PP должна быть обозначена в начале и в конце программы или фильма, а также после рекламных пауз. Само же использование PP может быть обозначено, к примеру, строкой на экране. Использование отдельных продуктов, в частности сигарет и табачных изделий, будет запрещено так же, как и PP в детских программах. В директиве еще говорится, что в перспективе использование PP должно быть вообще запрещено.

Исполнительный директор агентства Tvin Product Placement Лиззат Ашикбаева говорит, что российский рынок PP ежегодно растет на 30-50в 2007 году объем рынка составит 15-17 млн долл., в 2008 году ожидается увеличение до 20 млн долл. По словам медиадиректора West Communications Игоря Тяпкина, сейчас рынок PP составляет около 0,4Kелерекламного рынка, а средняя стоимость участия в одном проекте для компании может составлять от 100 до более чем 500 тыс. долл. От 50 до 80Gт этой суммы забирает телеканал.

«Если поправки Европарламента распространятся на Россию, многие рекламодатели, не вникая в них, перестанут размещать свои товары в кино- или ТВ-программах, а продюсеры или также откажутся от размещения, или будут вынуждены искать новые возможности для использования PP», - огорчается г-жа Ашикбаева. Она отмечает, что титры перед фильмом противоречат самой технологии PP. Игорь Тяпкин, однако, говорит, что PP на каналах в основном является частью спонсорской рекламы, а имя спонсора и так обозначается в начале и в конце фильма или программы. «Но сложно представить, как PP может обозначаться во время трансляции программы или фильма - тогда он просто теряет свой смысл», - говорит он.

Производители сериалов, однако, считают, что на их бизнес ограничения PP не повлияют. «PP приносит хорошую прибыль производителям полнометражных фильмов, но несущественную производителям телеконтента», - говорит генеральный продюсер «Леан-М» Тимур Вайнштейн. Он считает, что введение нормы о РР приведет к повышению цен за размещение продукта в сериале или телепрограмме. «И наконец-то стоимость РР станет адекватной стоимости телерекламы», - добавляет г‑н Вайнштейн. С необходимостью повышения расценок на PP согласен и президент «Амедиа» Александр Акопов: «Мы, как серьезные производители, всегда настаивали на том, что эта услуга должна быть очень дорогой, потому что ее креативная составляющая требует много времени и творчества».

А гендиректор «Алкогольные заводы Гросс» Виктор Самойлов считает, что приведение российского законодательства в соответствии с конвенцией позволит узаконить правила работы с PP: «По сути, у производителей крепкого алкоголя появится возможность попасть на телевидение». Впрочем, добавляет г-н Самойлов, остается много вопросов: к примеру, если по сценарию фильма герой должен употреблять алкоголь и по концепции подходит конкретный бренд, который попадает в кадр, будет ли такой эпизод считаться PP, учитывая, что это задумка творческой группы фильма?

Источник: rbcdaily.ru