1. "Свод обычаев и правил делового оборота рекламы" - система понятий, рекомендаций и процедур, добровольно принимаемая участниками рекламной деятельности в России в целях ее упорядочения и эффективного развития.
2. "Свод обычаев и правил делового оборота рекламы" направлен на формирование цивилизованного рынка рекламы, развитие здоровой конкуренции, появление на рынке высококачественной рекламы.
3. "Свод обычаев и правил делового оборота рекламы" не входит в противоречие с действующим законодательством о рекламе, образуй при этом более обширное поле понятий, правил и процедур по сравнению с закрепленными законодательно.
4. "Свод обычаев и правил делового оборота рекламы" дополняет на территории РФ Международный Кодекс рекламной деятельности Международной торговой палаты рядом этических норм и положений, учитывающих особенности рынка рекламы и культурно-исторические традиции России.
5. Учитывая динамику рыночных и культурных преобразований в России, предусматривается возможность корректировки "Свода обычаев и правил делового оборота рекламы" по мере выработки тех или иных правил и обычаев в сфере рекламной деятельности.
6. Формирование "Свода обычаев и правил делового оборота рекламы" предполагает также создание общеупотребительной системы профессиональных понятий, единой терминологии, признаваемой и употребляемой на рекламном рынке.
7. "Свод обычаев и правил делового оборота рекламы" включает рекомендации и описание прецедентов конкретных взаимоотношений рекламодателей, рекламных агентств, средств массовой информации и потребителей в качестве аналога системы прецедентного права.
8. Таким образом, "Свод обычаев и правил делового оборота рекламы" состоит как из набора понятий, рекомендаций и процедур, так и из системы конкретных иллюстрирующих примеров (прецедентов). Подобная система упростит практику применения "Свода обычаев и правил делового оборота рекламы", а также, в виду наглядности, будет способствовать его широкому распространению.
"Свод обычаев и правил делового оборота рекламы на территории Российской Федерации"
Раздел I. РЕКЛАМА ТОВАРОВ И УСЛУГ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕТСКИХ ОБРАЗОВ В РЕКЛАМНОЙ ПРОДУКЦИИ
Субъектам рекламной деятельности рекомендуется при рекламе товаров и услуг для детей и использовании детских образов в рекламной продукции принимать во внимание следующие положения.
1. Если рекламируемый продукт (товар) содержит внутри предметы, в частности, игрушки, которые не предназначены для детей до определенного возраста, то, наряду с вложенной инструкцией, следует сопровождать рекламу этих товаров предупредительной надписью (в телевизионной рекламе время ее трансляции должно быть достаточным для восприятия).
Пример:
Таковыми могут быть признаны игрушки от "Киндер-сюрприза", "Томболы", так как части от них при неосторожном обращении могут повредить здоровью ребенка (например, попасть в дыхательные пути). На упаковке или в инструкции, вложенной внутрь, отмечено, что игрушка не предназначена для детей до 3-х летнего возраста. Но в рекламе указанных товаров об этом не упоминается.
2. В рекламе не следует поощрять и призывать детей увеличивать количество приемов пищи в день или заменять основное питание легкой пищей, кондитерскими изделиями и т.д.
Пример:
Реклама йогурта "Данон" - имеет место призыв заменить бифштекс рекламируемым продуктом на том основании, что он содержит не меньше протеинов, чем мясо.
3. В рекламе товара с использованием игр с призами или "лотерей" необходимо:
Примеры:
Шоколадный батончик "Натс" - сроки окончания розыгрыша призов не оговорены;
Сухой напиток "Инвайт" - в рекламе поощряются большие покупки для участия в розыгрыше;
Конфета "Чупа-чупс". Приобретая "Чула-чупс", вы получаете набор фишек. Дети в рекламе показаны в агрессивном ключе. К тому же, проигравший получает неодобрение со стороны сверстников и даже оказывается в опасной ситуации (его чем-то забрасывают);
Шоколадный набор "Моугли" - рекламное предложение: "Соберите 25 разных значков от набора и "Мерседес" - ваш!" может быть расценен как преувеличение шанса выиграть приз.
Принято на заседании ОСР 21 января 1997 года.
Раздел II. РЕКЛАМА МЕДИКАМЕНТОВ (ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ), МЕТОДОВ ЛЕЧЕНИЯ И ТОВАРОВ, ИМЕЮЩИХ ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ
Субъектам рекламной деятельности рекомендуется при рекламе медикаментов (лекарственных средств), методов лечения и товаров, имеющих отношение к здоровью, соблюдать следующие этические нормы.
1. Реклама лекарственных средств, методов лечения и товаров, имеющих отношение к здоровью, не должна создавать впечатления ненужности обращения к врачу.
Примеры:
серия рекламных клипов с "фармацевтом Марией", в которых используется рекламный текст: "Примите "Панадол" - и все!";
2. В рекламе недопустимо представлять средства профилактики и гигиены, пищевые добавки и пр. как лекарственные средства и наоборот.
Примеры:
3. Реклама не должна:
3.1. создавать впечатление, что лекарственное средство не имеет (не вызывает) побочных эффектов.
Примеры:
3.2. создавать у здорового человека впечатление о необходимости применения лекарственного средства.
Пример:
Телевизионная реклама лака "Батрафен" сообщает, что его можно применять в качестве профилактического средства от микозов. Но "Батрафен" - лекарственный препарат, применяемый только для лечения.
3.3. - ссылаться на рекомендации врачей, фармацевтов, медицинских учреждений и общественных организаций, а также лиц, непричастных к медицине, которые благодаря своей известности могут побудить к бесконтрольному употреблению лекарства;
- использовать образ врача и фармацевта, создающий впечатление профессиональной рекомендации для побуждения к применению конкретных препаратов, медицинских приборов или способов лечения.
Примеры:
3.4. давать понять, что безопасность и эффективность данного средства гарантированы тем, что это "натуральный (растительный) продукт".
Примеры:
3.5. ссылаться на свидетельства об улучшении состояния или выздоровлении.
Пример:
В рекламе "Лабре Джаст" женщина говорит: "У моей мамы иммунитет почти "ноль". Она даже лежала в больнице под целлофановым колпаком" Но после приема - полное исцеление.
4. Реклама для населения не может содержать терапевтических рекомендаций по таким болезням, как:
5.1. Рекомендуется воздерживаться от рекламы, которая вызывает (может вызвать) чувство страха.
Пример:
Реклама зубной пасты "Сорти дент", в рекламном ролике которой используется звук дрели, вызывающий ассоциации с зубной болью, бормашиной и посещением стоматолога.
5.2. Реклама средств профилактики и гигиены (в том числе добавок к пище) не должна гарантировать полный эффект, вызывать чувства страха при отказе от приема препарата.
Примеры:
6. Реклама биологически активных добавок, добавок к пище не должна побуждать к отказу от нормального сбалансированного питания.
Пример:
Телевизионная реклама чая "Slimming tea".
7. Детское питание не должно представляться как полноценная замена грудному вскармливанию.
Пример:
Печатная реклама детского питания "Топ-Топ" содержит утверждение: "Как у мамы и даже лучше".
8.1. Нельзя адресовать рекламу лекарственных средств детям.
8.2. Нельзя адресовать рекламу профилактических средств исключительно или преимущественно детям.
9. Рекомендуется воздерживаться от рекламы, которая усиливает (обостряет) комплексы, связанные с внешней непривлекательностью, прежде всего - подростковые.*
Пример:
Телевизионная реклама лосьона "Клерасил" показывает в невыгодном свете юношу, не использующего данный препарат и вынужденного "гулять в шлеме". (В соответствии с рекомендациями Общественного Совета рекламодатель добровольно снял с телевизионного показа эту рекламу.)
10. Следует воздерживаться от рекламы способов похудения, коррекции фигуры без упоминания о необходимости изменения режима питания и физической активности, если это предполагается методикой.
Примеры:
11. Показывает нехирургические способы лечения необратимых процессов старения, создавая иллюзию полного восстановления и вызывая таким образом необоснованные ожидания.*
Пример:
Реклама продуктов фирмы "Клиник" (Фейшл Соуп, Кларифаинг Лоушн, ДДМЛ), применение которых гарантирует "ровную, мягкую, прозрачную кожу" в любом возрасте.
Принято на заседании ОСР 15 октября 1997 года.
* Принято на заседании ОСР 27 сентября 1996 года.
Раздел III. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ОПАСНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В РЕКЛАМЕ
Субъектам рекламной деятельности рекомендуется воздерживаться от демонстрации в рекламе элементов насилия, агрессивного поведения и опасных действий, если это не обосновано спецификой товара.
Примеры:
Принято на заседании ОСР 14 ноября 1997 года.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Комитет по этике Общественного Совета по рекламе выражает обеспокоенность складывающейся практикой использования авторитета государственной власти, ее институтов, государственных атрибутов и символики, а также должностных лиц в коммерческих целях.
Следует отметить, что нередко сами государственные деятели, не задумываясь о коммерческих последствиях своих заявлений, прямо рекламируют те или иные товары, фирмы, торговые марки и т.п. Являясь некорректной, подобная реклама усугубляется еще и тем, что в большинстве случаев российскими политиками и государственными деятелями рекламируются зарубежные товары и фирмы.
Комитет отмечает и другие некорректные способы коммерческой эксплуатации авторитета государственной власти и государственных деятелей в электронных СМИ (одним из таких способов является размещение рекламы в интерьере студии или иного помещения, в котором тот или иной государственный деятель выступает либо дает интервью).
Комитет по этике считает необходимым обратить внимание государственных и политических деятелей на то, что участие в подобных съемках делает представителей органов власти невольными участниками продвижения рекламируемых товаров и услуг, и предупредить средства массовой информации и рекламные агентства о том, что использование авторитета представителей органов государственной власти, ее институтов, государственных атрибутов и символики в коммерческих целях будет рассматриваться Комитетом как нарушение рекламной этики.